В марте 2016 г. Аналитическая группа ЭРТА успешно завершила проект комплексного обследования и развития топливозаправочной инфраструктуры ГУП «Мосгортранс». Среди основных результатов проекта – совершенствование системы закупок топлива путем перехода на применение оптовых индексов топлива. Кроме того, сформированы комплексные требования к топливозаправочной инфраструктуре, разработана методология учета и контроля движения топлива, определены требования к автоматизации основных учетных операций в системы топливного обеспечения, а также разработаны подходы к совершенствованию системы нормирования расхода топлива ГУП «Мосгортранс».
Решением Правительства Москвы с 1 января 2015 года ГУП «Мосгортранс» поручено взять на себя роль агрегатора закупок топлива для обеспечения топливом специального муниципального транспорта г. Москвы. В настоящее время ГУП «Мосгортранс» успешно проводит централизованные закупки топлива для московских бюджетных учреждений. По мнению Заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С. новая процедура закупок позволит сэкономить около 300 млн руб. в год. Кроме того, благодаря грамотной стратегии управления процессами закупки топлива ГУП «Мосгортранс» четвертый год подряд становится лидером рейтинга прозрачности закупок по версии проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
Решению об изменении схемы закупок топлива бюджетных учреждений предшествовала большая работа, выполненная специалистами ГУП «Мосгортранс» и аналитической группой «ЭРТА». В 2014–2015гг. было проведено комплексное обследование системы топливного обеспечения, в том числе технического состояния автозаправочных комплексов, а также системы учета и контроля движения топлива – топливный аудит предприятия. По результатам аудита были сформулированы основные направления повышения эффективности системы топливного обеспечения.
Первым шагом стало изменение системы закупок топлива. Реализация процедуры закупки, выработанной в ходе топливного аудита, дала немедленный и существенный экономический эффект – снижение контрактной цены закупаемого топлива.
Закупка топлива на 6 мес. – (в мае 2014г.) по формуле цены: Оптовый индекс СПбМТСБ + 0,7…1,5%.Закупка топлива на 2 года (в ноябре 2014 г.) по формуле цены: Оптовый индекс СПбМТСБ + 3…3,5% |
Уже по результатам первого конкурса на закупку топлива в соответствии с новой процедурой количество участников возросло в 3 раза, а годовая экономия по сравнению со старой системой закупок составила более 380 млн. руб.
Однако в ходе проекта сформировалось понимание того, что достигнутая экономия бюджетных средств может быть нивелирована в последующие 2–3 года за счет увеличения расхода топлива. Для закрепления достигнутых результатов было принято решение о модернизации топливозаправочной инфраструктуры ГУП «Мосгортранс» и построении сквозной системы контроля и учета топлива.
В результате были определены требования к топливозаправочной инфраструктуре, разработана методология учета и контроля движения топлива, сформированы требования к автоматизации основных учетных операций в системе топливного обеспечения, а также разработаны подходы к совершенствованию системы нормирования расхода топлива ГУП «Мосгортранс».
Кроме того, в ходе проекта были выработаны подходы к модернизации топливозаправочной инфраструктуры за счет средств частных инвесторов. Предложенная схема подразумевает привлечение внешних операторов на строительство и последующую эксплуатацию топливозаправочных пунктов ГУП «Мосгортранс». В ближайшее время ГУП «Мосгортранс» планирует объявить открытый конкурс на право реконструкции и дальнейшего управления топливозаправочной инфраструктурой.