В продолжение прошедшего 26 марта 2019 г. заседания Методического совета ФАС РФ по тарифному регулированию

В продолжение прошедшего 26 марта 2019 г. заседания Методического совета ФАС РФ по тарифному регулированию, посвященного вопросам дерегулирования в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

На заседании Методического совета обсуждалась тема, к проработке которой АГ ЭРТА имеет непосредственное отношение. По заданию «Транснефти» и ФАС РФ нами были проведены анализ возможности и выработка предложений по отмене ценового регулирования оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Результаты были доложены «Транснефтью» на Экспертном совете ФАС РФ ещё в конце 2015 года. Позже Служба подготовила собственное заключение о состоянии рынка и пришла к выводу о возможности изменения формы регулирования транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (отказ от регулирования тарифов, сохранение в реестре естественных монополий, мониторинг тарифов, использование антимонопольных мер воздействия).

Затем был длительный период обсуждений, который завершился новым Экспертным советом по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов в октябре 2016 года. Тогда наиболее «яростно» и организованно «против» выступили представители «РЖД» (организовали публикации в прессе, обсуждения в Аналитическом центре при Правительстве РФ, выступления института ИПЕМ… ).

В итоге предложения ФАС РФ по дерегулированию транспортировки нефтепродуктов не нашли поддержки в Правительстве РФ – никакого решения принято не было.

И вот сейчас мы наблюдаем, как проходит новый раунд обсуждений в рамках работ по выполнению положений национального План развития конкуренции. Отметим, что на этот раз сопротивление «РЖД» значительно ослабло. На заседании Методического совета представители компании лишь просили симметрично дерегулировать тарифы на железнодорожные перевозки нефтепродуктов.

Неожиданно дерегулирование трубопроводного транспорта нефтепродуктов было «в целом» поддержано представителем Минэнерго РФ. А в отношении дерегулирования  тарифов «РЖД» представителями ФАС РФ было указано на неконструктивную и непрозрачную политику железнодорожников в сфере тарифов на перевозку нефтепродуктов, препятствующую их дерегулированию. И в качестве положительного примера была указана роль «Транснефти» как оператора товарных поставок на бирже «СПбМТСБ».

Так что на этот раз шансы на принятие соответствующего решения мы оцениваем выше, чем в прошлом. Но согласование предлагаемого ФАС РФ решения в Правительстве РФ еще предстоит.

Каким может быть влияние предлагаемого Службой решения на рынок? В ближайшей перспективе – практически никакого влияния. Рост тарифов? Вряд ли. Сама трубопроводная компания не заинтересована в каких-либо скандалах и конфликтах. Да и тарифы – достаточно конкурентные. Падение тарифов и демпинг по отношению к «РЖД»? Тоже вряд ли, ведь основная составляющая тарифа – тариф на транспортировку – и ранее уже устанавливался как предельный максимальный, и возможность его уменьшения уже существовала.

В долгосрочной перспективе предлагаемое ФАС РФ решение является правильной мерой, показывающей, в том числе, возможность дерегулирования отдельных естественно монопольных отраслей. И, главное, подталкивающее «РЖД» к более рыночным и прозрачным тарифам.

Приложение:

 Протокол заседания Методического совета ФАС РФ по тарифному регулированию от 26.03.2019 года.