Обращаем внимание коллег на законопроект, официально внесенный Правительством РФ в Государственную Думу еще в декабре 2016 г. – «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и статью 29 Федерального закона «Об электроэнергетике»» (пакет документов Вы можете скачать по этой ссылке).
Законопроект был подготовлен Минэкономразвития в соответствии с пунктом 60 Плана действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. И направлен на введение законодательного регулирования инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, включая урегулирование порядка формирования и контроля за реализацией их инвестиционных программ, и установление общих правил проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и регулируемых организаций в сфере электроэнергетики.
Законопроект прошел первое чтение в июле 2017 г. (ответственный в Государственной Думе – Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству), и далее до настоящего времени официально «остаётся без движения».
При желании, законопроект конечно можно критиковать за «общность и расплывчатость» ряда требований. Но его текст, безусловно, значительно «сильнее» всего, что было на законодательном (и законопроектном) уровне до сих пор на эту тему.
По нашему мнению, подобный законопроект в гораздо большей степени может стимулировать, например, организационное или техническое выделение из «Газпрома» транспортной составляющей, чем все выступления либеральных экономистов до сих пор, вместе взятые.
Но… это только законопроект. Считается, что в последние годы Государственная Дума безропотно принимает все вносимые Правительством законы, но в данном случае естественные монополии (прежде всего, «Газпром» и «РЖД») могут организовать сильное сопротивление. И это уже было видно невооружённым взглядом в начале 2017 года, даже перед первым чтением.
Нам довелось недавно услышать в уважаемых ведомствах, что в ближайшее время второе ключевое чтение может всё же состояться. И нам кажется – все предпосылки для этого есть, не зря вспомнили о законопроекте.
Вот и вице-премьер Дмитрий Козак в недавнем интервью газете «Коммерсант» (от 27.03.2019), отвечая на вопрос о планах Правительства в этом году индексировать тариф на транспортировку газа и прогрессе по обсуждению подходов к его оценке, сказал буквально следующее:
«Прогресс есть, существенный прогресс. «Газпром», независимые производители газа, федеральные органы власти достигли консенсуса относительно того, как определять операционные расходы на содержание магистральных газопроводов. Что пока не решено — это в какой степени относить в транспортный тариф капитальные затраты. Споров много. Поэтому ждем внесения изменений в закон «О естественных монополиях», которые должны упорядочить подходы к формированию инвестиционных программ. Логика простая: если правительство, публично обсудив и одобрив инвестпрограмму, решило, что соответствующей трубопроводной системе требуются определенные капитальные затраты, значит, эти затраты должны закладываться в тариф.»
Вопрос в том, какие поправки и предложения внесут (или уже внесли) ко второму чтению. И кто их внёс. Практика законотворческого процесса показывает – во втором чтении законопроекты могут меняться по содержанию и смыслу кардинальным образом.
Когда будет второе чтение, до конца не ясно – законопроект не является приоритетным. Но он включен в примерную программу работы решением Государственной Думы на май 2019 года. Будем наблюдать…
Пикантности ситуации добавляет следующее. ФАС России уже несколько лет пытается закон «О естественных монополиях» отменить. Летом 2018 г. Служба опубликовала проект Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях». А Минэкономразвития подготовило «на законопроект об отмене» отрицательное Заключение об оценке регулирующего воздействия. ФАС России не оставила своих попыток, и в марте 2019 г. опубликовала новую версию своего проекта Закона…
Кстати, и проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об инвестиционных программах субъектов естественных монополий и проведении их общественных обсуждений», подготовленный Минэкономразвития России и опубликованный в июне 2017 года, тоже пока «остаётся без движения».