О методике расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа

Текущая ситуация и существующие предложения по развитию

Введение

В соответствии с действующим российским законодательством (Федеральные законы № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации») третьи лица имеют право транспортировать свой газ по магистральным газопроводам «Газпрома» по регулируемым государством тарифам.

Порядок доступа к магистральным газопроводам был определен постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества “Газпром”».

Основные принципы формирования тарифов на транспортировку газа независимых организаций по магистральным газопроводам сформулированы в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации». А методика расчета этих тарифов и конкретные размеры тарифов утверждаются приказами федерального органа тарифного регулирования: до 2004 г. – ФЭК России (Федеральная энергетическая комиссия), далее, до 2015 г. – ФСТ России (Федеральная служба по тарифам), а с 2015 г. по настоящее время – ФАС России (Федеральная антимонопольная служба).

До 2005 г. федеральный орган тарифного регулирования ежегодно утверждал стоимость транспортировки 1000 куб. м газа на 100 км, а «Газпром» для каждого отдельного случая транспортировки газа независимых производителей определял маршрут и, соответственно, расстояние этой транспортировки по своим магистральным газопроводам (с учетом загрузки, ремонтов, закачки газа в ПХГ и т. д.).

Действующая методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам была утверждена приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. № 388-э/1. До 2015 г. тарифы по действующей методике пересматривались (увеличивались) почти каждый год – по заявкам «Газпрома» и на основании предоставляемой «Газпромом» в федеральный орган тарифного регулирования информации. Но с 2015 г. пересмотр тарифов не производился, хотя «Газпром» подавал соответствующие заявки. При этом регулируемые оптовые цены на газ для «Газпрома» после 2015 г. пересматривались в сторону увеличения почти ежегодно, что приводило к соответствующему увеличению доходов не только «Газпрома», но и маржи независимых производителей газа, цена реализации которых ориентируется на регулируемую цену.

В 2018 г. по заказу ФАС России (Государственный контракт № 18-15/3К, исполнитель – АО «ЭРТА-консалт») была разработана новая методика  по схеме «вход-выход», во исполнение пункта 9 раздела IX Плана мероприятий («Дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 1697-р).

Действующая методика

По действующей методике стоимость транспортировки газа, которую независимый производитель должен заплатить «Газпрому», состоит из 2-х ставок (слагаемых):

  • ставка за пользование (примерно 80% стоимости транспортировки);
  • ставка за перемещение (примерно 20% стоимости транспортировки).

Ставки за пользование и перемещение утверждаются федеральным органом тарифного регулирования при каждом пересмотре тарифов.

Ставка за пользование утверждается в виде большой таблицы/матрицы, в столбцах которой указаны зоны входа в систему магистральных газопроводов «Газпрома» (от групп месторождений или газоперерабатывающих заводов), а в строках – зоны выхода из системы (регионы потребления – субъекты Федерации, ПХГ, точки экспорта газа из России). В перекрестии столбца и строки указана ставка за пользование для каждой пары «от зоны входа до зоны выхода», либо ничего не указано, что означает физическую невозможность транспортировки газа между данными зонами входа и выхода.

Ставка за перемещение утверждается в виде одной цифры – стоимости перемещения 1000 куб. м газа на 100 км, а «Газпром» для каждого отдельного случая транспортировки газа независимых производителей определяет маршрут (расстояние) этой транспортировки по своим магистральным газопроводам (с учетом загрузки, ремонтов, закачки газа в ПХГ и т. д.).

Действующая методика стала первой утвержденной российской методикой и почти (на 80%) прекратила споры между «Газпромом» и независимыми производителями газа о маршрутах транспортировки газа.

Проблемы и недостатки действующей методики:

  • экономическая эффективность поставки газа в разные регионы (зоны выхода), то есть разница между регулируемой ценой в регионе и регулируемой стоимостью транспортировки газа до этого региона, отличается для различных регионов;
  • невозможно заранее рассчитать полную стоимость транспортировки (маршруты определяются «Газпромом»);
  • методика не учитывала возможность биржевой торговли газом (торги начались лишь в 2014 г.): в результате применения методики для действующей схемы биржевых торгов получается, что стоимость транспортировки газа между зонами входа и выхода в случае биржевых торгов несколько больше, чем при прямой поставке;
  • методика препятствует возможности перепродажи газа между потребителями, для случая биржевой торговли разработан (и применяется с декабря 2020 г.) довольно сложный механизм перепродажи;
  • стоимость транспортировки газа с промежуточным хранением в ПХГ (без учета стоимости хранения) превышает стоимость прямой транспортировки.

В целом действующая методика уже не способствует развитию рынка газа. В настоящее время на всех развитых мировых рынках газа стала применяться методика по схеме «вход-выход» (действующую в России методику можно отнести к схеме «точка-точка», хотя слова «вход» и «выход» применяются в ее описании).

Предложенная новая методика по схеме «вход-выход»

Исходя из топологии газотранспортной системы «Газпрома», регионы, в которые поставляется газ (субъекты Федерации – зоны выхода), сгруппированы в 8 больших макрозон «входа-выхода» таким образом, что газ может быть поставлен в любой регион (субъект Федерации), входящий в эту макрозону, вне зависимости от того, откуда этот газ поступил в макрозону. На рисунке ниже макрозоны представлены разными цветами.

Стоимость транспортировки газа определяется как сумма тарифов:

  • за вход в газотранспортную систему в зоне входа (группа месторождений или газоперерабатывающий завод);
  • за переход из одной макрозоны «вход-выход» в другую макрозону;
  • за выход из газотранспортной системы в зоне выхода (субъект Федерации).

На рисунке представлен пример расчета стоимости транспортировки газа от зоны входа Ямбург до зоны выхода Ставропольский край.

Стоимость транспортировки не зависит от конкретного маршрута, а зависит только от выбранных зоны входа и зоны выхода.

Газ, поступивший в макрозону (после уплаты тарифа за вход и тарифа за переход между макрозонами, если такие переходы были), имеет одинаковую экономическую эффективность поставки в любую зону выхода (субъект Федерации) как в пределах этой макрозоны, так и в макрозонах «ниже по течению», независимо от того, из какой зоны входа поступил этот газ. Это дает возможность перепродавать газ внутри каждой макрозоны (независимо от того, откуда этот газ поступил) и, например, организовывать биржевую торговлю на виртуальных точках внутри каждой макрозоны.

Преимущества новой методики:

  • стоимость транспортировки газа для любой пары «зона входа – зона выхода» известна заранее;
  • экономическая эффективность поставки газа в разные регионы (зоны выхода), то есть разница между регулируемой ценой в регионе и регулируемой стоимостью транспортировки газа до этого региона от каждой конкретной зоны входа, является одинаковой (обеспечена «равнодоходность поставок», например, в Свердловскую область и в Краснодарский край);
  • существует возможность перепродажи газа (в том числе уже находящегося в газотранспортной системе) как по прямым договорам, так и через биржу;
  • существует возможность организации биржевой торговли в виртуальных точках в каждой макрозоне;
  • существует возможность организации коммерческой балансировки газа внутри каждой макрозоны;
  • стоимость транспортировки газа с промежуточным хранением в ПХГ отличается от стоимости прямой транспортировки только стоимостью хранения в ПХГ.

В проекте новой методики расширен (по сравнению с действующей методикой) набор методов, используемых для определения необходимой тарифной выручки субъекта регулирования («Газпрома»). Наряду с используемыми в действующей методике методом экономически обоснованных расходов и методом окупаемости инвестиционного проекта за установленный срок при строительстве новых участков магистральных газопроводов, в новой разработанной методике предлагается дополнительно использовать:

  • метод сопоставимых рынков;
  • метод индексации;
  • метод доходности инвестированного капитала.

В целом предлагаемый проект новой методики способствует развитию как внебиржевой (по прямым контрактам), так и организованной (биржевой) торговли природным газом и развитию конкуренции на рынке газа.